Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 14.12.2018, 17:56

Персональный сайт учителя-дефектолога Сергеевой Надежды

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование психологической базы речи с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Формирование психологической базы речи с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.


 Учитель-логопед ^ Сергеева Н.А

 Москва 2013

 

                    

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

                     Игры-задания для детей младшего дошкольного возраста

                                                                       (4-5 л

«Бывает – не бывает»

Цель - развитие мышления, сообразительности.

Задание: ребенок прослушав предложения, должен сказать, что может действительно быть, а что нет.

Папа ушел на работу.

Кошка хочет есть.

Рыба поет песни.

Почтальон принес письмо.

Яблоко соленное

Шапочка резиновая.

Туфли стеклянные.

Волк бродит по лесу.

В кастрюли вариться чашка.

 «Соберем урожай фруктов».

Цель: развитие вербальной памяти, мышления, закрепление обобщающих понятий

 (аналогично игре «Соберем букет»).

 

 «Запомни слова».

 

Цель: развитие вербальной памяти, мышления, закрепление обобщающих понятий

Детям предлагается запомнить несколько слов: велосипед, яблоко, автобус, груша, машина, слива.

Задания:

-          воспроизвести слова

-          раздели на группы по одному общему признаку

 "Игрушечная очередь"

Цель: развитие вербальной и зрительной  памяти
"Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял мишка, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, за поросенком еще один медведь, последний - котенок". Вы выстраиваете 5-6 игрушек в очередь друг за другом. "Потом зазвонил колокольчик - это пришел мороженщик, и все звери побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Помоги игрушкам, ведь капитан парохода катает за один раз только по два пассажира"

«Отгадай, о чем говорю»

Цель: развитие вербальной памяти, внимания, обогащение словаря

Логопед называет различные определения предмета, дети отгадывают его названия. (игра упрощается за счет добавления картинок)

Зеленая, квакающая, скользкая,..

Рыжая, хитрая, пушистая…

Трусливый, серый, длинноухий…

Многоэтажный, высотный, кирпичный…

Ароматный, хрупкий, красный…

 

«Разговор шепотом»

Цель: слухового внимания


Задание: Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились чётко.

«Сломанный телевизор»

Цель: слухового внимания


Задание: Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.

«Услышишь звук, повтори движение»

Цель: слухового внимания

Задание: Логопед просит ребенка на звук У – вытягивать губы трубочкой, а на звук  А – открывать рот широко.

 

 

 

 

Игры-задания для детей старшего дошкольного возраста

(5-6 лет)

 «Каскад слов»

Цель - развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Задание: взрослый читает ребенку набор слов несколько раз, ребенок должен запомнить и повторить, как можно больше слов.

Набор слов: огонь, дом, молоко, конь, гриб, игла, петух, солнце, небо, асфальт, тетрадь, крыша, пень, вода, свеча.

«Четвертый лишний»

 

Цель - развитие внимания, мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков, развитие памяти.

Задание: из предложенного набора слов, ребенок должен выделить одно лишнее слово, остальные слова обобщить в одну группу.

Набор слов:

стол, стул, кровать, чайник

лошадь, кошка, собака, сом

елка, береза, дуб, земляника

огурец, репа, морковь, банан.

«Раздели на группы»

Цель - развитие мышления, умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

Задание: ребенок должен предложенные предметы объединить в группы по общим, существенным признакам.

Набор слов: штаны, ботинки, сапоги, сандалии, шапка, рубашка, панама, юбка, платье, берет, кофта, валенки, пальто, туфли, шуба, кепка, платок, шляпа, кроссовки.

  «Цветные треугольники»

Цель: развитие произвольного внимания  и вербальной памяти.

Описание игры: детям дают бумагу, цветные карандаши и предлагают нарисовать под диктовку треугольник, квадрат, круг, снова квадрат и т.д. Всего 10-12 фигур. Когда эта работы будет завершена, детей предупреждают о необходимости быть внимательными, т.к. инструкция произносится только два раза: « Вам нужно заштриховать красным карандашом все треугольники, один круг и два квадрата» или: «Вам нужно заштриховать синим карандашом все круги, зеленым карандашом все квадраты, а красным карандашом все треугольники». Если дети справляются с первым  заданием, то в следующий раз условия можно усложнять.

«Логическая цепочка»

Цель - развитие словесно-логического  мышления

Задание: Детям раздаются картинки с изображением различных предметов. Они должны выстроить цепочку из картинок, подбирая картинки друг к другу по смыслу и объясняя свой выбор

«Подбери слово к слогу»

Цель – развитие фонематического восприятия, вербальной памяти

Задание: Дети читают слог и вспоминают слова, которые начинаются на данный слог.

«Определи по части целое»

Цель – развитие мышления, вербальной памяти

Задание: Логопед называет части предмета, ребенок угадывает какой предмет имеетмя в виду. Каблук , подошва …  Спинка, подлокотник …  Капюшон, рукава…

«Подбери рифму»

Цель – развитие фонематического восприятия, чувства ритма.

Задание:  логопед показывает картинки рифмующихся слов. Дети должны найти пары слов и по возможности сочинить небольшое двустишье.

Грач-врач…палка-скакалка…дочка-точка…ушко-подушка…мишка-шишка…шина-машина

«Невидимые картинки»

Цель – развитие вербальной памяти, внимания, закрепление правильного звукопроизношения

Задание:  Логопед выкладывает перед ребенком картинки (5-7 шт) на определенный закрепляемый звук и просит называть их по порядку в прямом и обратном порядке, в это время  логопед топает ногой при проговаривании какой-нибудь картинки и ребенок должен запомнить ту картинку, на которую топнули и в следующий раз уже не называть ее, картинка становится «невидимой».

«Базар»

Цель – развитие вербальной памяти, внимания, закрепление правильного звукопроизношения

Задание:  Игра проводится с несколькими детьми. Логопед раздает детям картинки с определенным закрепляемым звуком. Один ребенок выбирается покупателем. Остальные два, три – торговцами. Они должны одновременно сказать свои слова, так, чтобы покупателю трудно было их услышать. Задача покупателя правильно услышать слова и назвать их. За это он получает те самые картинки с изображением названных предметов-товаров)

Игры-задания для детей старшего дошкольного возраста

(6-7 лет)

«Закончи предложения»

Цель - развитие понятийного мышления.

Задание: ребенок должен закончить предложенное ему начало предложения.

Предложения:

Лимоны кислые, а сахар…

Собака лает, а кошка…

Ночью темно, а днем…

Трава зеленая, а небо…

«Кто кем будет?»

Цель - развитие внимания, воображения, мышления, памяти, активизация словаря.

Задание: ребенок должен вспомнить, что получится в итоге из предложенного понятия.

Слова: яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко.

 «Не пропусти профессию»

Цель - развитие способности к переключению внимания, расширения кругозора.

Задание: из предложенных слов ребенок должен выделить название профессии и хлопнуть в ладоши (или позвонить в колокольчик, постучать в бубен и т.д.).

Набор слов: лампа, водитель, ножницы, липа, врач, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтер, листок, экскурсовод, учитель, сено, терпение, кондитер, очки, река, продавец.

  «Птица, не птица»

Цель: развитие произвольности внимания, быстроты реакции.

Описание игры: Взрослый читает стихи о животном мире. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: "А муха - это кто?"

Прилетели птицы:                                                Прилетели птицы:

Голуби, синицы,                                                   Голуби,  синицы,

Мухи и стрижи…                                                  Цапли, соловьи,

                                                                                Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:                                          

Голуби, синицы,                                                   Прилетели птицы:

Аисты, вороны,                                                     Голуби, синицы,                                                    

Галки, макароны                                                    Палки и стрижи,

                                                                                 Бабочки, чижи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,                                                    Прилетели птицы:

Лебеди, куницы,                                                    Голуби, синицы,

Галки и стрижи,                                                     Аисты, кукушки,

Чайки и моржи.                                                      Маленькие плюшки

                                                                                 Лебеди и утки

Прилетели птицы:                                                  И спасибо шутке!

Голуби, синицы,                                   

Чибисы, чижи,                                                        

Сойки и ужи.

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны,

Майки и орланы.


«Скажи наоборот »

Цель: развитие мышления, активизация памяти, словарного запаса, быстроты реакции при подборе нужного слова.

Описание игры: дети сидят по кругу. Ведущий бросает им по очереди мяч, произнося при этом слово, к которому ребенок  должен подобрать слово, противоположное по значению. После этого ребенок возвращает мяч ведущему.

 

ТАЯТЬ                    

ЗАСЫПАТЬ

ПОДНИМАТЬСЯ

НЫРЯТЬ

НАГРЕВАТЬ

РИСОВАТЬ

ПАЧКАТЬ

ЧИНИТЬ

ПОДЖИГАТЬ

ВЫТАСКИВАТЬ

РАЗРЕЗАТЬ

ПРИГЛАШАТЬ

ЗИМА

ДЕНЬ

ОГОНЬ

 

БЕЛЫЙ

БЛЕДНЫЙ

БОГАТЫЙ

ВЕСЕЛЫЙ

БОЛЬНОЙ

СТАРЫЙ

ПОЛЕЗНЫЙ

МОКРЫЙ

ЧЕСТНЫЙ

УЗКИЙ

ЯСНЫЙ

ДРУЖБА

РАДОСТЬ

ТЬМА

СТАРИК

 

 «О чем я сказала?»

Цель: развитие мышления, речи.

Описание игры: есть слова, которыми мы называем много разных предметов. Например, головка – у человека, куклы, головка лука, чеснока, ракеты. Детям предлагается предложить свои варианты для следующих слов:

ИГОЛКА (шприц, ель, сосна, еж, для шитья)

ЗВОНОК (у велосипеда, дверной звонок)

 НОС (у человека, самолета, корабля, чайника)

УШКО (у куклы, иглы, у кошки)

НОЖКА (стул, гриб, мебель, ребенок)

РУЧКА (у ребенка, чайника, чемодана, у двери)

МОЛНИЯ, ГЛАЗОК, ГОРЛЫШКО, ЯЗЫЧОК, КРЫЛО.   

  «Снежный ком»

Цель: развитие вербальной памяти, активизация внимания, закрепление обобщающих понятий.

Количество играющих: любое.

Описание игры: Дети стоят полукругом. Первый ребенок называет какое-либо слово из известной группы (игрушки, посуда, транспорт и т.д.) и передает мяч другому. Второй ребенок повторяет это слово и  добавляет своё. Третий ребенок повторяет предыдущие два слова и добавляет своё. И так далее по кругу, дети передают мяч друг другу и количество повторяемых слов нарастает, пока мяч снова не вернется к первому ребенку. Рекомендуемое количество детей для игры – 8 -12 человек. 

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, цветовосприятия.

Описание игры: дети должны в течение 10-15 секунд внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить как можно больше предметов (или их деталей) одного и того же цвета, например, красного. Затем дети поворачиваются лицом к педагогу, который дает задание перечислить все красные предметы в группе. Один ребенок начинает перечисление, затем другие ему помогают. Повторяться нельзя.

 

Комментарий: для детей младшего возраста время можно увеличить. Взрослый должен следить за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

 

   "Кто без чего не обойдётся".

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Описание игры: взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

«Сыщики»

 

Цель: развитие фонематического восприятия, слухового внимания, автоматизация нарушенных звуков.

 

Описание игры: Взрослый показывает ребенку ряд картинок. Например: душ, шина, ушко и т.д. (то есть те слова, которые могут быть частью более длинного слова). А затем называет слова, в которых дети должны услышать слова-названия картинок.

Подушка, мушка, машина, колотушка, вершина, душно, воздушный и пр.

Категория: Мои статьи | Добавил: Sergeeva (03.02.2014)
Просмотров: 2636 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Сайт создан в системе uCoz